Российская государственная детская библиотека

Бродский М.А. Зачем москвичу толерантность?

ЗАЧЕМ МОСКВИЧУ ТОЛЕРАНТНОСТЬ?

Бродский Марк Аркадьевич, 
руководитель Дискуссионного молодежного клуба «Dialogos» 
Российской государственной детской библиотеки, 
гл. библиотекарь РГДБ

Коротко о нашем Дискуссионном клубе «DIALOGOS». Существует он с сентября 1990 года и сегодня объединяет в основном студентов и старшеклассников, любящих ставить и сообща решать проблемы, просто получать удовольствие от общения. Тематика клуба определяется самими ее членами и практически не ограничена. Поэтому актуальная тема межнациональных отношений, хотя и не является для нас основной, безусловно присутствует. На заседаниях клуба и заочно на его сайте мы, например, обсуждали такие темы, как «Опасен ли национализм России?», «Кого сегодня считать патриотом?», и др. 1 А обсуждение темы «Толерантность и патриотизм» (форум и стенограмма заседания) можно прочитать в сборнике «Наше наследие: О проблемах гражданского и патриотического воспитания детей и подростков в библиотеке». 2Последний раз тема обсуждалась в начале 2011 года и называлась «Межнациональные отношения. Манежный синдром». Обсуждалась непосредственно после известных событий, что определило накал дискуссии и самое активное участие в ней социологов, юристов, студентов, работников культуры и образования.

Результаты дискуссий и легли в основу моего выступления. Вряд ли кого удивит его заголовок. Действительно, должен ли москвич (и не только москвич) быть терпимым к «понаезжающим» конкурентам, не скрывающим своих намерений, стремящимся (как и любой на их месте) сохранить вокруг себя привычную среду и далеко не всегда склонным к ассимиляции?

В фильме Н.Михалкова «12» эмоциональный таксист просто кричит от возмущения: «Посмотрите вокруг… Они ж захватили всё: рынки, казино, гостиницы! Я вчера на своей «волжанке» пытался проехать Театральный проезд. Восемь полос! «Бенцли-шменцли». Заняты все! Они там какую-то свадьбу справляли… Только что в воздух не палили. И это в трех минутах ходьбы от Лубянки! И я, коренной москвич, здесь в своем городе чувствую себя чужим, как в гостях».

Кто с ним будет спорить? Проблема общеизвестна, и она вовсе не московская и даже не российская. В фильме выход из нее обозначен внятно и однозначно. Когда тот самый таксист закончил кричать, присяжный его спокойно спросил: «А мальчик тут причём?». Ведь собрались они определять виновность конкретного человека, независимо от того, какой он национальности. Судья же не спрашивал их, чеченец перед ними или русский, а — «убивал» или «не убивал». Потому что и обвиняемый, и присяжные, и сам судья – все граждане России, и решение они должны принимать согласно российскому законодательству. В этом и заключена позиция автора фильма, патриота-государственника, с которой нельзя, более того, опасно не соглашаться.

Однако, очевидно и другое – равенство перед законом всех граждан не дает полного решения сложнейшей проблемы. Не случайно же сегодня слово «толерантность» в позитивном контексте звучит чаще в официальных документах, чем среди рядовых граждан. Значит, надо менять это отношение, противостоять бытовой ксенофобии, способствовать пониманию в обществе государственных интересов в вопросах межнациональных отношений. Как сказал когда-то нынешний патриарх РПЦ Кирилл, «у России два пути: или быть великим многонациональным государством, или просто государством».

Уточним понятия. Что такое ксенофобия? Это «нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, чужеродному» 3, то есть это отношение к людям иной национальности, возраста, социального статуса, места жительства и т.п., одним словом, – к “другим”. Но ведь это нормальная человеческая реакция. Любому из нас всегда спокойней идти по знакомой дороге, чем по незнакомой; от «своего», похожего на тебя человека меньше ждешь неожиданностей и т.п.

Еще пример на ту же тему. В романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина» один из героев выводит формулу, применимую, пожалуй, ко всем народам во все времена: для русского человека (например!), если украл русский, то украл вор; а если украл, скажем, узбек, украл узбек. И это вполне объяснимо: ты русский, но ты же другой. И узбек в такой ситуации рассуждает точно так же.

То есть, проявления ксенофобии объяснимы, но это не значит, что приемлемы. Ксенофобия проста, эмоциональна, как правило, безличностна, и потому часто и легко становится психологической основой для самых нелепых «объяснений» личным неприятностям и общественным катаклизмам и, главное, она не предлагает никаких решений проблем, кроме силовых.

В ходе одной из клубных дискуссий возникла мысль об ассимиляции как средстве преодоления ксенофобии: «чужой» становится «своим», и нетерпимость исчезает. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что такой вариант мало что меняет. И причина, увы, не в желании или нежелании кого-то ассимилироваться, а в самих «ассимиляторах». Во-первых, согласимся, что для нас «чужим» делает человека конкуренция с ним, конфликт интересов, а не наоборот. Мы же не испытываем ксенофобии, например, к «черным» футболистам любимой команды (клинические случаи не в счет).

Во-вторых, спросим себя: а с кем «чужой» должен ассимилироваться? В масштабах страны, разумеется, с титульной нацией, и не дай Бог, если кто-то другой, кроме русского народа, начнет претендовать на место «старшего брата». Но народ-то состоит из отдельных людей. И одному достаточно, чтоб все были искренними патриотами своего города, своей страны, а другим желательно, чтоб у «ассимилируемых» были еще и схожие интересы, вкусы, отношение к религии вообще и к православию в частности. А они у всех разные. Не по этой ли причине оказалась несостоятельной попытка введения учебного курса «Основ православной культуры» в качестве обязательного предмета во всех школах России? В результате было принято более взвешенное решение, но первая попытка звучала именно так.

Следовательно, нам нужна не ассимиляция («чтоб все, как я»), а «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям» 4, то есть толерантность, которая, разумеется, не решает все проблемы, но создает предпосылки к их решению.

Тот же пример из фильма «12». Что так возмутило нашего эмоционального таксиста? То, что перекрыли восемь полос в центре Москвы или что перекрыли не «наши»? Шумели они потому, что им весело (свадьбы ведь шумно справляют все народы), или чтоб показать свои «возможности»: могут перекрыть даже центр Москвы? И если это демонстрация своих «возможностей», первое, о чём думает нормальный человек: «на ваши возможности у нас есть свои возможности!». И здесь от бытовой ксенофобии до радикального национализма, нацизма один шаг. А значит (и мы это прекрасно знаем) – конфликт, кровь, напряжение в обществе, которого не хочет ни одно государство, тем более многонациональное, как наше. Хорошо бы слышать друг друга.

Если судить хотя бы по материалам Интернета, с определением толерантности происходит какая-то устойчивая путаница. Одни воспринимают ее позитивно, видя в ней сходство с такими достойными понятиями, как «интеллигентность» и «доброжелательность», другие, наоборот, явно негативно, считая ее «убежищем для слабых», «идейным соглашательством» со всеми и во всём, проявлением «пассивного покорного терпения при отсутствии собственных убеждений» 5. Однако, Политическая энциклопедия содержит, на наш взгляд, очень важное уточнение: «…толерантность вовсе не слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей ее стороны качество… Это не только уважение чужих… ценностей, но позиция, предполагающая расширение круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими культурами» 6.

Таким образом, толерантность – это и свойство характера конкретного человека, и трезвый расчет. Если бы кто-то в окопах под Сталинградом высказал бы терпимость к идеям фашизма, его тут же пристрелили бы и правильно сделали. Но если б кто-то проявил нетерпимость к «обычаям, чувствам, верованиям» соседа по окопу, с кем и как он пошел бы в атаку?

Здесь уместно было бы вспомнить определение понятия «патриотизм». В нашем Дискуссионном клубе мы эту тему обсуждали неоднократно 7, и пришли к выводу, что патриотизм – это чувство причастности к своей стране (шире – к городу, семье, футбольной команде, месту работы – к какой-то общности). Кажется, Оскар Уайльд сказал: «Настоящий патриотизм – это интимное чувство, состоящее из ностальгии по прожитой жизни и из уважения своих родословных корней, а также это сумма коллективных интересов». То есть патриотизм – чувство субъективное, но оно же предполагает стремление к общим задачам и целям. Здесь очевидная двойственность, которая, нам кажется, объясняет многое.

Толерантность – это тоже отношение к человеку, к определенной общности людей, она тоже предполагает общие цели и совместное решение общих задач. Поэтому пропаганда толерантности – неотъемлемая часть патриотического воспитания. Необходимо только одно уточнение: для общности «москвичи» как и общности «россиянине» национальность и прочие различия не так существенны, как «сумма коллективных интересов», которые надо совместно защищать от тех, у кого другие интересы.

Следовательно, ответ на вопрос: «нужна ли москвичу толерантность?», на наш взгляд, звучит так: безусловно, нужна, но не ко всем.

1 Подробнее о клубе см. на клубном сайте и его форумах
2 Наше наследие: О проблемах гражданского и патриотического воспитания детей и подростков в библиотеке. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Школьная библиотека. 2004 – (Прилож. К журналу «Школьная библиотека»). А также http://www.obsudim.net/NASLEDIE.htm В стенограмму в числе прочих вошло и обсуждение таких вопросов, как: можно ли обучить толерантности; толерантность в школе, науке, искусстве (например, эпатаж); о границах толерантности (кто их устанавливает: общество? власть? каждый сам для себя?); толерантность и национальный вопрос (например, скинхеды – это нетолерантные патриоты, или не патриоты?); толерантность и религия, толерантность и плюрализм, терпимость и конформизм и др.
3 См. например, здесь
4 См. например, здесь 
5 (Политическая энциклопедия. М., 1999. с. 504)
6 Там же
7 см. напр здесь и др.

новости

Новости Дискуссионного клуба «Диалогос»

Новости Дискуссионного клуба «Диалогос» можно посмотреть в facebookе https://www.facebook.com/groups/613111655510639/ 

23.04.16 К 125-летию со дня рождения М.А.Булгакова

Очередное заседание нашего клуба мы посвятили предстоящему 125-летию великого писателя М.А.Булгакова, автора великого романа, который мы обсуждали много раз, но сейчас решили обратить внимание на...

12.03.16 Памяти Умберто Эко. Просмотр и...

Своё очередное заседание нашего Дискуссионного клуба мы посвятили памяти Умберто Эко, великого писателя, литературного критика. публициста, философа, теоретика культуры, скончавшегося 19...

06.02.16 Читая Дмитрия Быкова. Сергей Довлатов...

После длительного перерыва наш Дискуссионный клуб вновь собрался, чтоб обменяться мнениями о трех выдающихся, но неодинаково оцениваемых сегодня русских писателях: Дмитрии Быкове, Сергее Довлатове...

03.10.15 Экскурсия по чеховским местам в...

В прошедшие выходные члены нашего Дискуссионного клуба посетили памятные места, связанные с именами А.П. Чехова, А.С. Пушкина, М.И. Цветаевой, художника В.Д. Поленова. Мы были в Мелихово, где Антон...

31.05.15 Экскурсия по Москве.

В это воскресенье мы побывали в самом центре Москвы в красивейшей усадьбе-памятнике архитектуры 19 века, на улице Пятницкой 48. и в расположенной недалеко от нее в храме Живоначальной Троицы. Мы...
Тема очередного заседания

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! 

16 сентября 2015 года исполнилось 25 лет,

как наш Дискуссионный читательский клуб «Диалогос» собрался в первый раз. 

Нам есть, что вспомнить, и есть, чем гордиться. 

Мы были первыми в том, что сегодня кажется обычным и общепризнанным. 

Сколько книг, сколько фильмов мы обсудили, какие люди были нашими гостями!

Вся наша история на этом сайте

Мы встречались сотни раз, и каждый раз убеждались, насколько увлекательным может бытьживое дружеское общение думающих людей. 

Нам было здорово вместе. 

Спасибо всем. 

 А общаться продолжаем как обычно на нашем форумеFacebookе, ВКонтакте и вообще…

 

Тематика будущих заседаний

Обновлена 11.02.2016

 

 

опрос

Как бы Вы ответили на вопрос: школьный учитель сегодня – это, в моем понимании, прежде всего:

Профессионал, дающий школьнику знания и навыки - 52.2%
Самостоятельно мыслящая личность - 14.7%
Представитель общества и государства для школьника - 16.8%
Другое - 16.3%

Всего голосов:: 184
Голосование по этому опросу закончилось в: 25 Май 2014 - 00:00

Наш адрес:

119049, г. Москва, Калужская пл., д. 1(ст. метро “Октябрьская”)

Схема проезда